Несмотря на то что по итогам 2017 года объем поставок продовольствия из Иркутской области за рубеж вырос почти на треть, его доля в общей структуре экспорта региона остается мизерной - около 0,5%. Всего местные сельхозпроизводители поставили на экспорт продукции на $31 млн. Мнения экспертов о перспективах развития экспортного потенциала региона разделились. Одни считают, что, пока не появится соответствующая государственная стратегия, поставки за рубеж будут оставаться "лишь элементом престижа отдельных фирм", другие - что предприятиям уже сейчас выгодно заниматься этим направлением.
Вопросы выхода местных сельхозпроизводителей на иностранные рынки обсуждались на круглом столе "Экспортные возможности агропромышленного комплекса Прибайкалья" 23 марта. Председатель Торгово-промышленной палаты Иркутской области Алексей Соболь сообщил, что в структуре экспорта региона, объем которого по итогам 2017 года составил чуть более 7 млрд руб., на поставки продуктов питания местных производителей пришлось только $31 млн. Доля экспорта сельхозпродукции в общем объеме занимает всего 0,5%. "Что касается экспорта пищевой продукции, нам пока похвастаться особо нечем", - констатировал господин Соболь. Он добавил, что небольшой рост есть, но "цифра с учетом наших возможностей невелика". При этом Иркутская область по показателю экспорта продовольствия занимает пятое место среди регионов СФО. Более оптимистичные данные привела начальник отдела развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Минэкономразвития Иркутской области Елена Крыжановская. "Объем экспорта сельхозпродукции невелик, но есть устойчивая тенденция роста", - сказала она. По данным госпожи Крыжановской, если общероссийский экспорт продовольствия по итогам прошлого года вырос на 15%, то Иркутская область показала рост в 31%.
96% поставок пищевой продукции из региона приходится на Китай, Монголию, Южную Корею и Японию. Ведущими компаниями-экспортерами являются ГК "Янта", СХПАО "Белореченское", ООО "Саянский бройлер". Недавно к этому перечню присоединился Иркутский пивзавод "Хайнекен", начавший поставки своей продукции в Монголию.
Фермерские хозяйства к экспортным операциям пока не готовы. "Мы про какие экспортные поставки говорим, если наше население полностью собственным мясом и молоком не обеспечено?" - возмутился председатель НП КФК Иркутской области Дмитрий Худаков.
Исполнительный директор Союза пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области Александр Евстафьев сказал, что производителям очень тяжело выходить на зарубежные рынки, сложно найти потенциального покупателя за границей.
"Нас никто не ждет на иностранных рынках", - поддержал его председатель совета директоров ООО "Саянский бройлер" Владислав Буханов. Он сказал, что в то время как производители создают экспортный потенциал, граждане не могут купить качественный местный продукт, потому что у них элементарно не хватает денег. "Надо и вкладывать инвестиции в экспортный потенциал, и работать над повышением доходов населения, чтобы оно могло качественно питаться у себя на родине", - считает господин Буханов. По его мнению, регион не может стать крупным экспортером только усилиями региональных властей и бизнеса, это задача государственного уровня, результат межправительственных соглашений. "Пока государство не возьмется всерьез за эту тему, не разработает стратегию, поставки за рубеж будут оставаться всего лишь элементом престижа отдельных фирм", - сказал господин Буханов. С ним не согласилась замгендиректора СХПАО "Белореченское" Татьяна Пухмахтерова. Она сообщила, что Россия 20 лет назад импортировала сельхозпродукцию из-за рубежа, а по итогам прошлого года страна поставила за границу продовольствия на $20,7 млрд. "Объемы за это время выросли в 16 раз. Значит, предприятиям это выгодно", - заключила госпожа Пухмахтерова. Она рассказала, что ее предприятие уже много лет поставляет яйцо в Монголию и продает его там значительно дороже, чем на родине. Также госпожа Пухмахтерова высказалась о проблеме поставок зерна. "Конечно, зерно в Китай лучше мукой продавать, а еще лучше - печенюшками", - сказала она.