Задать вопрос Обратный звонок Сообщить о барьере Оценка качества
Заказ обратного звонка

Ключевая ставка

27 Декабря 2018

В 2018 году в Российский экспортный центр (РЭЦ) пришла новая команда. Основной задачей менеджмента стало развитие новых стратегических направлений компании согласно той ставке, которую государство сегодня делает на экспорт. Старший вице-президент РЭЦ Дмитрий Иванченко рассказал «Российскому экспортеру» о деталях происходящих изменений, промежуточных итогах реализации новой стратегии РЭЦ и ближайших планах, связанных с поддержкой отечественных компаний.

В Российском экспортном центре вы отвечаете за стратегию и развитие. Расскажите, каким образом будет выстроена деятельность РЭЦ в следующем году? Какие результаты вы могли бы отметить по итогам 2018-го?

Задача, озвученная весной президентом РФ в рамках майского указа, — удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году — потребовала внести существенные дополнения в планы компании. Согласно обновленной стратегии, в следующем году объем поддержки экспорта со стороны РЭЦ должен составить чуть более $17 млрд. Помощь должна быть оказана 9250 экспортерам (показатель за 9 мес. 2018 года — 8970 экспортеров). Среди уже реализующихся новых проектов, нацеленных на рост несырьевого экспорта, можно назвать экспортный акселератор, который стартовал в 2018 году и прежде всего ориентирован на регионы, то есть работу с малым и средним бизнесом. Для этих же целей разработаны новые программы обучения (список партнеров по этому проекту тоже сейчас формируется).

Второе направление работы — оптимизация продуктовой линейки РЭЦ согласно новым потребностям и тем вызовам, которые стоят перед экспортерами. Мы корректируем список и содержание комплексных продуктов, которые будем предлагать своим клиентам в 2019 году. Кроме этого, РЭЦ продолжает активно работать с крупным бизнесом: без его проактивного участия сложно рассчитывать на органический рост экспорта и достижение показателей, озвученных президентом РФ. Одно из наших новых предложений для крупных игроков, помимо стандартных финансовых продуктов (страховки, кредиты, гарантии), — структурирование крупных экспортных проектов на ранних стадиях для интеграции мер господдержки и продуктовой линейки институтов развития под обязательства, связанные с реализацией потенциала развития экспорта. Другое важное направление работы РЭЦ — оптимизация нашей сети продвижения, как региональной, так и зарубежной. В настоящий момент мы разрабатываем формат взаимодействия с региональными центрами поддержки экспорта. Что касается развития зарубежной сети — полным ходом идет программа ее переформатирования с учетом инфраструктуры торговых представительств и собственных представительств. Параллельно мы активно занимаемся работой по цифровизации и автоматизации всех бизнес-процессов компании.

На какой стадии находится проект РЭЦ, связанный с созданием «одного окна» для экспортеров?

Концепция этого проекта еще формируется. Наше подразделение ведет активную работу с ключевыми стейкхолдерами — ведомствами и организациями, которые сегодня работают с экспортерами. Что касается цифровизации в целом, она затрагивает все блоки РЭЦ, влияя на формирование продуктовой линейки, а также взаимодействие всех региональных и зарубежных представительств с московским офисом. Как только эти ключевые направления будут утверждены, мы сформируем детальную дорожную карту по каждой инициативе, определим ресурсы и приступим к реализации всех проектов — уже в 2019 году.

Что сегодня меняется в линейке комплексных продуктов РЭЦ?

Прежде всего, мы осознали, что должны отойти от ориентации на количество продуктов: в первую очередь нужно думать о создании ценности для клиентов. Мы пересматриваем нашу линейку в том числе с учетом международной практики (в ближайшее время запланирована поездка в Швейцарию), однако базовые продукты РЭЦ сохранятся. Прежде всего это финансовые услуги (кредитование, страхование, гарантийные инструменты), а также большое количество нефинансовых услуг: помощь в сертификации продуктов экспортеров на других рынках, организация выставок и бизнес-миссий, поиск зарубежных партнеров для наших компаний и подготовка аналитики, полезной для экспортеров. На базе этих продуктов мы будем формировать предложения для компаний различных стадий развития и разной отраслевой принадлежности. К примеру, потребности инновационной компании прежде всего связаны с помощью в регистрации интеллектуальной собственности, обучением ведению международной деятельности и т. п. Крупные экспортеры больше заинтересованы в финансовых продуктах, таких как страхование экспортных контрактов. Многие компании только присматриваются к международной торговле: они еще не понимают, как устроены внешние рынки, как выстраивать работу с зарубежными партнерами и так далее. Для таких клиентов в приоритете программы обучения, участие в экспортном акселераторе, аналитика, а также взаимодействие с международной сетью РЭЦ, которая помогает компаниям найти правильного партнера на правильном рынке.

В последнее время РЭЦ стал активно сотрудничать с другими институтами развития (например, «Сколково», АСИ и т. п.). Как избежать дублирования функций и найти точки соприкосновения?

Это очень правильный вопрос. Именно поэтому осенью в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому ВЭБ.РФ стал координатором всех государственных институтов развития. Если говорить о нашем взаимодействии с инновационным сообществом (мы работаем и с другими институтами развития), принцип сотрудничества может выглядеть следующим образом: фонды инвестируют в компании, а мы помогаем им выходить на экспорт с помощью нефинансовых и финансовых продуктов. При этом — обеспечивая правильный выход на внешние рынки, который часто расходится с распространенной практикой, когда весь проект вместе с мозгами утекает за рубеж. Важно, чтобы интеллектуальные права оставались на территории России, а заграница воспринималась стартапами как дополнительный (глобальный) рынок, который позволит разработчикам заметно расширить географию бизнеса.

Вы работали во Внешэкономбанке, который является акционером РЭЦ, знаете эту структуру изнутри. Что изменится в жизни РЭЦ в связи с новым статусом акционера?

Сегодня работа всех институтов развития настроена на выполнение майского указа президента РФ. Каждый из них определяет для себя элементы донастройки стратегий, бизнес-планов и ключевых законотворческих инициатив, для того чтобы все составляющие работы коррелировали с общим вектором экспортно ориентированной экономики. В нашем случае синергия достигается таким образом: ВЭБ.РФ выполняет задачу по развитии экономики РФ в целом, в то время как РЭЦ нацелен на решение своей задачи, связанной с экспортом. Каким бы крупным ни был бизнес, в современном мире он не может ограничиваться только внутренним российским рынком, который по мировым меркам очень невелик.

Конкурентоспособность любой компании сегодня во многом определяется присутствием на глобальном рынке. РЭЦ располагает ресурсами для того, чтобы помогать проектам, в которые в том числе инвестирует ВЭБ.РФ, развиться в крупные международные компании.

Сложно ли государственным структурам добиваться искомой синергии, учитывая их размеры и многозадачность?

Мне кажется, сегодня все государственные структуры так или иначе начали смотреть в одном направлении согласно майскому указу и в том числе ориентируясь на рост экспорта. Скорее, вопрос сводится к координации усилий.

Успех экспорта страны во многом связан с его диверсификацией. Какие новые точки роста вы видите сегодня?

Деятельность РЭЦ всегда была связана с поддержкой несырьевого неэнергетического экспорта. Поэтому мы смотрим достаточно широко, но с учетом отраслевой специфики. Есть перспективные отрасли, которые требуют больше усилий в части развития экспортного потенциала. В их числе — медицина (в том числе производство медизделий и медтехники), фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии, энергетическое машиностроение, микроэлектроника, радиоэлектроника, приборостроение, двигателестроение и станкостроение. Эти отрасли не так сильно развиты с точки зрения реализации их экспортного потенциала по сравнению, например, с рынком удобрений, металлургии и сельхозпромышленности (не говоря уже о сырьевых рынках). Новые компании пока сложно сравнивать с теми столпами, которые, в общем-то, идут по проторенной дороге и нуждаются лишь в улучшении отдельных условий (таких как снятие торговых барьеров), но в целом у них все благополучно. Однако на фоне крупных экспортеров важно не упустить из виду перспективные отрасли: сегодня они нуждаются в помощи прежде всего. Нужно сохранить сбалансированное распределение бюджетных средств, направленных на поддержку экспорта по различным отраслям.

Ваше подразделение анализирует информацию в том числе по торговым барьерам. Расскажите о перспективах для России в части их уменьшения.

Мы видим, что те усилия, которые сегодня предпринимаются как на политическом, так и экономическом уровне по ряду стран — позитивно влияют на ситуацию. На мой взгляд, со временем для международной торговли российских компаний условия будут только улучшаться. По крайней мере, что касается наиболее перспективных для нас рынков, барьеры постепенно снимаются. Это касается логистической инфраструктуры, переговоров о зонах свободной торговли, а также уменьшения различных ограничительных мер со стороны внешних рынков.

Как РЭЦ развивает свою международную сеть? Как вы выходите на новые рынки, находите новых партнеров для российских компаний?

Как я уже говорил, наша сеть состоит из двух ключевых уровней. Что касается развития региональной сети, сейчас мы определяем новые регионы присутствия РЭЦ, думаем, как интегрировать в нее региональных менеджеров ВЭБ.РФ, выстраиваем функциональное взаимодействие с центрами поддержки экспорта, работающими по всей стране. По сути — готовим фронт-офисы для наших клиентов в регионах. Регионы смогут получать запросы от компаний, оказывать определенный вид услуг на местах, переправлять запросы в московский офис, где после обработки информация будет попадать в международную сеть, настроенную на помощь предприятиям с учетом тех контактов и возможностей, которые есть за рубежом.

На внешних рынках мы планируем внедрить несколько форматов работы. С одной стороны, продолжим открывать собственные точки присутствия, которые будут преобразованы в бюро РЭЦ. (По результатам 2019 года планируется присутствие нашей компании в 14 странах с охватом деятельности — 64 страны; из них 5 стран совместного присутствия ВЭБ и РЭЦ). Кроме этого, планируем развивать свою агентскую сеть. Концепция развития единой сети продвижения российского экспорта появится к концу 2018 года.

Что такое, согласно вашей терминологии, агентская сеть?

Это местные компании, проверенные контрагенты, которые получат аккредитацию РЭЦ и будут предоставлять нашим компаниям определенный набор услуг (его мы также в данный момент формируем). Важно, чтобы они хорошо знали, чувствовали свой рынок и имели необходимый набор компетенций, для того чтобы помогать нашим клиентам в поиске партнеров на местах. Поэтому, формируя эту сеть, мы планируем опираться на зарубежную аналитику (аналог «Спарка»), для того чтобы определять финансовое состояние и деловую активность каждого контрагента. Таким образом мы хотели бы избежать возможных рисков: клиент должен получать только проверенные данные и контакты импортеров, действительно заинтересованных в приобретении российской продукции.

Как это можно контролировать на расстоянии?

Это сложно. Однако у нас на местах работают торговые представители, есть точки присутствия, добавятся новые бюро, которые будут централизованно выстраивать отношения с агентами. Мы понимаем, что обеспечить контроль за агентской сетью из московского офиса непросто, поэтому формируем своего рода хабы, которые будут контролировать все информационные потоки, связанные с работой контрагентов.

Что в конечном итоге получит экспортер, сотрудничая с РЭЦ?

Доработанные комплексные продукты для клиентов будут включать в себя трехуровневую систему поддержки. Первый уровень предполагает помощь экспортеру в аналитике и получении информации (анализ рынков сбыта, страновой отчет, перечень крупнейших игроков, которые оперируют на зарубежном рынке в определенном сегменте и т. п.). Второй представляет собой детальную работу, связанную с выходом компании на внешние рынки: помощь в организации и проведении встреч за рубежом, подготовка бизнес-плана, экспортного контракта и так далее (это уже платная услуга). Определившись с перечнем своих задач, часть из них экспортер может передать нам на аутсорсинг.

Насколько экспортеры заинтересованы в столь тесном сотрудничестве с институтом развития?

Мы видим востребованность многих наших услуг. Если мы поймем, что часть услуг не находит отклика на рынке, будем от них отказываться. Между тем со стороны малых и средних компаний сегодня есть большой спрос на образовательные программы. Большой потенциал — в работе с инновационными компаниями. Стартапы — это тоже малый бизнес, но с большими рисками и недостаточным количеством ресурсов, в том числе — для разработки стратегии выхода на внешние рынки, куда выходят лишь немногие из разработчиков. Зачастую институты развития сталкиваются с такой проблемой: они вырастили компанию, которая дошла до стадии масштабирования, но на этом этапе ее некому подхватить, притом что российский рынок на текущей стадии развития массово не готов инвестировать в стартапы. В этот момент компаниям очень важно получить доступ к международному рынку. Для крупного бизнеса по-прежнему значимы наши финансовые продукты. При этом мы рассчитываем, что изменение в продуктовой линейке поможет экспортерам быстрее достигнуть целей по выходу за рубеж.

« Все новости