«ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ» - молодая высокотехнологичная российская компания по производству кабельно-проводниковой продукции, медной шины, катанки.
За 5 лет работы компания завоевала доверие крупных российских предприятий в сфере энергетики, нефтегазовой, нефтехимической, строительной отраслей. Также партнерами компании являются Министерство обороны и Министерство внутренних дел РФ.
В 2019 году компания приняла участие в акселерационной программе РЭЦ. Как это было, с какими трудностями столкнулась компания и каких успехов добилась по итогам участия в экспортном акселераторе РЭЦ – читайте в интервью с генеральным директором ООО «КЗ «ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ» Сергеем Кутеневым.
- Вы участвовали в акселерационной программе РЭЦ. Почему было принято такое решение? Что вас сподвигло на это?
- Ввиду активной реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в развитии экспорта мы видим существенный потенциал для роста, а акселерационная программа, как мы считаем, должна выступать драйвером для компании при ориентации части оборота на экспорт.
До программы экспортное направление бизнеса проходило этап становления, а основным направлением реализации продукции, естественно, был внутренний рынок. Но уже с конца 2017 годы мы понимали, что жизненно необходимо выходить на экспорт.
- Сложно ли было попасть в акселерационную программу?
- Нет, сложностей не было. В июне 2019 года состоялось совместное заседание Центра поддержки экспорта Орловской области по вопросу увеличения объемов экспорта с участием тренера от РЭЦ. Пройдя анкетирование на экспортную зрелость компании, мы в течение нескольких дней вошли в пилотную группу по программе акселерации.
- Как строилась работа в акселераторе? Какие этапы были?
- На первоначальном этапе был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве. А далее была составлена дорожная карта по предприятию, которая включала системные шаги по акселерации экспортной выручки. Работа велась с применением всех форм связи: телефон, почта, личные встречи и пр. Но на любой поставленный вопрос мы всегда оперативно получали ответ и, по моему ощущению, мы сформировали отличную команду с РЭЦ.
- Что происходило с вашими проектами во время обучения в акселерационной программе?
- Многим проектам акселерационная программа дала вторую жизнь. Было детально проработано документарное сопровождение сделок, патентное регулирование в странах экспорта, проблематика по сертификации продукции. Также мы прошли добровольную сертификацию по программе «Made in Russia». В целом, работа была сфокусирована на заключение контрактов и получение экспортной выручки.
- Что нового дало вам участие в акселераторе?
- В первую очередь, мы увидели реальную поддержку экспортно ориентированных компаний: множество продуктов, которые мы непосредственно реализовали на предприятии позволили увеличить экспортную выручку в 2019 году по сравнению с 2018 годом в 10 раз. Во-вторых, мы сформировали для себя экспортные направления и расставили по ним приоритеты. И, в-третьих, получили стратегическое понимание в рамках экспортной деятельности на ближайшие несколько лет.
- Оправдались ли ваши ожидания от акселерационной программы?
- Изначально существовал скепсис в отношении подобных программ. Но после стартового этапа ожидания оправдались с лихвой. В 2019 году с бизнес-миссиями удалось посетить много потенциальных рынков сбыта, таких как Казахстан, Сирия, Индия и т.п. Были заключены ряд контрактов на поставку продукции, большое количество заказов находится на проработке. С учетом отличного взаимодействия с РЭЦ считаю результат по сотрудничеству отличным. Системная, целенаправленная работа, проделанная в рамках акселерации, будет продолжена уже внутренними силами компании.
- Могли бы вы дать какое-то напутствие для начинающих: зачем стоит участвовать в подобных программах? Когда это лучше начинать делать?
- Самое главное – это понимать, зачем вы участвуете в данной программе. Вот точно не стоит участвовать ради «галочки», по чей-то просьбе и т.п. Если нет внутренней мотивации на участие – это главный признак неготовности к таким программам. Еще один немаловажный момент – это наличие экспортной команды на предприятии. Это может быть отдельный человек, который будет сосредоточен на решении этой задачи, либо даже подразделение – в зависимости от масштабов и целей. В противном случае эффект от участия будет минимален. У фирмы должны быть точки роста, которые можно «прокачать» путем акселерации.
Как пожелание, выскажу одно слово: «Дерзайте!». Без собственного желания и усердия никто за вас это сделать не сможет.