Влияние пандемии COVID-19 на продажи потребительских товаров сильно разнится по секторам: наиболее уязвимыми окажутся продажи сегментов товары элитного потребления, одежда и обувь, в то время как продажи свежих продуктов и товаров по уходу за домом будут расти даже более высокими темпами, чем ожидалось до пандемии.
Пандемия сильно ударила по объемам потребления домохозяйств. Реальные траты домохозяйств сократятся в 2020 г. на 1,5%. Однако уровень потребления восстановится в 2021-2022 гг., продолжив тренд уверенного долгосрочного роста.
Несмотря на пандемию, реальные потребительские расходы китайцев прогнозируются на 24% выше в 2024 г., чем они были в 2019 г. Сформированный средний класс (условный уровень дохода В) является драйвером этого потребления: в 2024 г. эти потребители будут тратить на 40% больше, чем они это делали в 2019 г.
Принимая во внимание высокий уровень неопределенности, эксперты предусмотрели пессимистичный сценарий потребительского поведения, при котором в 2020 г. падение потребительских затрат составит 5%, а восстановление до нормы произойдет в 2021-2022 гг. При этом уровень потребления в 2024 г. на >20% превысит потребление китайцев в 2019 г.
Пессимистичные COVID-сценарии учитывают долгосрочный тренд снижения потребления растущего среднего класса и падающее значение потребления домохозяйств с низкими доходами в «котле» китайского потребления. Реальные траты уровня класса с уровнем дохода В упадет на 9% в 2020 г., в то время как расходы домохозяйств с низким уровнем дохода – наоборот вырастут из-за перехода значительной части домохозяйств из среднего класса в нижний.
Однако, несмотря на этот переход, общий тренд повышения расходов домохозяйств со средними и высокими доходами сохранится даже при пессимистичных сценариях. Объем их потребления уже сравним со средним классом в развитых экономиках. Общее потребление класса с условным уровнем дохода В вырастет на 33% в 2020-2024 гг. даже при пессимистичном сценарии (для сравнения: при базовом – на 39%).