Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев на пресс-конференции в ТАСС объявил победителей всероссийской премии «Экспортер года». Награждение лауреатов пройдет на форуме «Сделано в России», который пройдет в Москве в четверг, 14 ноября.
Победители получат различные бонусы от РЭЦ и партнеров премии. В их числе: персональное сопровождение переговоров с иностранными партнерами на зарубежных рынках; бонусный тариф на обслуживание экспортного контракта; регистрация на зарубежном маркет-плейсе; обучение по акселерационной программе на базе Школы экспорта в Москве, а также широкий перечень мер информационной поддержки экспортеров.
Изначально предполагалось, что в премии примут участие около 1 тыс. экспортеров. Но в итоге заявки поступили от более чем 1 тыс. 600 компаний. Среди них 70% - субъекты малого предпринимательства, 30% - крупный бизнес. Лидеры по количеству заявок – Центральный и Приволжский федеральные округа.
Победители премии «Экспортер года»:
-
«Волжский трубный завод» (Волгоградская область; стальные трубы и непрерывно-литые заготовки) - экспортер года в сфере промышленности, крупный бизнес;
-
ТВЭЛ (Москва; производитель ядерного топлива) - экспортер года в сфере высоких технологий, крупный бизнес;
-
«Нижегородский масло-жировой комбинат» (Нижегородская область; маргарины, майонезы, соусы, кетчупы, эмульгаторы для пищевой промышленности) - экспортер года в сфере АПК, крупный бизнес;
-
«РЖД Логистика» (Москва; железнодорожные перевозки) - экспортер года в сфере услуг, крупный бизнес;
-
Управляющая компания «Содружество» (Калининградская область; компоненты кормов и продуктов питания из семян маслосодержащих культур) – «Новая география», крупный бизнес;
-
Научно-производственная фирма «Поток Интер» (Москва; установки обеззараживания воздуха, уничтожения всех видов микроорганизмов и вирусов) - экспортер года в сфере промышленности, МСП;
-
«Промобот» (Пермский край; презентационные роботы) - экспортер года в сфере высоких технологий, МСП;
-
«Плодоимпорт» (Московская область; консервированные овощи, бренд «Дядя Ваня») - экспортер года в сфере АПК, МСП;
-
«ИТ Профессиональные Решения» (Пермский край; услуги цифровой трансформации крупных предприятий на базе современных технологий IIoT, Big Data/Smart Data) - экспортер года в сфере услуг, МСП;
-
«Нейрософт» (Ивановская область; оборудование для нейрофизиологии, функциональной диагностики, терапии, аудиологии и реабилитации) - «Прорыв года», МСП.
История премии
Премия «Лучший российский экспортер» была учреждена в 1998 году. С 2008 года она проводилась под эгидой Министерства промышленности и торговли. В 2015 году был разработан новый формат премии: название изменено на «Экспортер года», в качестве основного критерия отбора участников среди экспортеров установлен несырьевой экспорт.
В 2019 году всероссийская премия «Экспортер года» вошла в перечень мер национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Премия проводится на конкурсной основе в два этапа. Сначала победители награждались на уровне 8 федеральных округов, далее определялись лучшие в каждой номинации на национальном уровне. Итоговая торжественная церемония награждения победителей состоится в рамках Международного экспортного форума «Сделано в России» 14 ноября.
Методика
На сайте РЭЦ экспортеры могли заполнить анкету, таким образом подав заявку на участие. Электронные анкеты обеспечивают простоту и прозрачность. Анкеты автоматически ранжируются. Это, в свою очередь, позволяет избежать влияния «человеческого фактора» при анализе анкет участников. На начальном этапе у экспортеров запрашивали минимальный пакт документов, чтобы отсечь «фейковых» экспортеров. Подробная верификация осуществляется в каждой номинации представителями субъектов Федерации.
В анкете проверялась оценка экспортной деятельности. А именно: объем экспорта продукции, доля экспорта в общей выручке компании. Экспортеры оцениваются в том числе по наличию обязательных документов, подтверждающих прохождение процедур оценки соответствия продукции требованиям зарубежных рынков (например, сертификаты соответствия, декларации соответствия, сертификаты инспекции, регистрационные удостоверения).
Дополнительные баллы экспортеры получали, если подтверждали наличие зарубежных товарных знаков. Также плюсом было наличие сервисов поддержки продукции за рубежом, гарантийного постпродажного обслуживания, офисов продаж. Большое значение уделялось уровню экспортной активности (появление новых стран для экспорта, динамика роста количества иностранных клиентов, расширение экспортной номенклатуры). Приоритет также отдавался оценке международного продвижения.
Протокол заседания комиссии, определившей лауреатов премии, прилагается.