О мерах поддержки экспорта в Ставропольском крае рассказала Директор Некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» Елена Самарина.
– Каковы особенности развития экспорта в Вашем регионе: динамика и особенности развития экспорта за прошедший год?
Елена Станиславовна: Ставропольский край ежегодно показывает положительную динамику внешнеторгового оборота. Основу экспорта в первом полугодии 2020 года по-прежнему составляет продукция химической промышленности – 45% в структуре экспорта. Выросли объемы экспорта продовольственных товаров и сырья –144 млн. долларов в январе-апреле 2020 г. против 85 млн. долларов в 2019 г.. Продовольственные товары составляют почти 45% экспорта. Основной объем экспорта в этом году приходится на страны дальнего зарубежья: Китай, Сербия, США и Турция. Тройку лидеров по объемам экспорта Ставропольского края среди стран ближнего зарубежья занимают Азербайджан, Армения и Казахстан. Кроме того, экспортеры активно выходят и на африканский рынок – в этом году первые поставки ставропольских компаний осуществлены в Конго, Гану и Сенегал.
– Каковы основные запросы региональных экспортеров в ЦПЭ?
Елена Станиславовна: Экспортерам края именно при поддержке ЦПЭ в 2019 году удалось заключить 66 экспортных контрактов, что на 10 % превысило плановый показатель. Расчитываем на положительную динамику и в текущем году. В основном в ЦПЭ обращаются предприятия малого и среднего бизнеса, зачастую не имеющие в своем штате специалистов по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности.
Запросы от региональных экспортеров получаем совершенно разные. В основном, действующие экспортеры заинтересованы в расширении рынков сбыта, в том числе посредством участия в выставочных мероприятиях в России и зарубежом.
– Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными у экспортеров вашего региона?
Елена Станиславовна: 2019 год показал, что наиболее востребованные продукты – это участие в очных международных мероприятиях ЦПЭ: бизнес-миссии, приемы делегаций, выставки.
В условиях продолжающихся ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19 именно онлайн-торговля становится одним из ключевых каналов продаж как розничного, так и для оптового бизнеса. Наш Центр не исключение, в связи с чем, мы переформатировали подход к участию в выставочных мероприятиях и расширили серию вебинаров.
– Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предпринимателей Вы может привести за последний год?
Елена Станиславовна: Центр гордится всеми региональными экспортерами, ведь это такой труд – выйти на уровень зарубежных продаж! Особенно мы гордимся теми, кто выходит на экспорт впервые. Наиболее ярким примером, на наш взгляд, является производитель пряностей и специй ООО «Шафран КМВ». В октябре 2019 года компания успешно приняла участие в бизнес-миссии в Казахстан, по результатам заключила экспортный контракт и осуществила свою первую отгрузку благодаря ЦПЭ.
– Какими представляются перспективы регионального экспорта?
Елена Станиславовна: Этот год особенный, он показал нам, что все очные встречи, которые важны для экспортеров, могут исчезнуть из нашей повседневной жизни. В этой связи мы готовим экспортеров для работы на международных электронных торговых площадках, онлайн выставках и переговорах. В 2019 году десять ставропольских компаний получили услугу по размещению на таких международных торговых площадках, как Alibaba, Amazon, Europages. Большинство из них уже осуществили свои первые продажи «онлайн». Однозначно, в перспективе мы видим рост экспорта, особенно в сфере электронной торговли.