Интервью Руководителя Центра поддержки экспорта Удмуртской Республики Валерии Антоненко.
– Каковы особенности развития экспорта в Удмуртии?
Валерия Михайловна: Центр поддержки экспорта в Удмуртии работает с 2012 года.
Интересно, что почти за 8 лет кол-во экспортеров в Республике увеличилось с 90 до 516, при этом 90 % экспортеров сейчас – это именно предприятия малого и среднего бизнеса. А объем несырьевого экспорта МСП у нас составляет порядка 14 %, превышая средний страновой показатель в 2 раза.
Не смотря на то, что по объективным условиям развития экспорта (количество таможенных постов, удаленность от портов, плотность жд путей, количество рынков сбыта, стоимость электроэнергии, количество товаров несырьевого экспорта) Удмуртия находится на 40 месте в общем рейтинге регионов, ежегодно несырьевой экспорт Удмуртии показывает стабильный рост.
Так, по данным таможенной статистики рост несырьевого неэнергетического экспорта в Удмуртской Республике за 2019 год составил 63 % по отношению к 2018 году, а в 2018 году – 93 % по отношению к 2017 году. Объективно основная доля прироста сейчас идет за счет неклассифицированных товаров и леговых автомобилей Автоваз. Но и прочий несырьевой экспорт стабильно расчет даже в условиях пандемии.
– Какие основные запросы региональных экспортеров и востребованные продукты ЦПЭ?
Валерия Михайловна: Основной запрос экспортеров Удмуртии – это поиск покупателей за рубежом, но зачастую чтобы вести переговоры о поставках, компания должна пройти большой путь от поиска целевого рынка до адаптации продукта и презентационных материалов. Компаниям не хватает системного подхода к ведению экспорта, маркетинговой стратегии, пошагового алгоритма.
Именно поэтому мы сделали ставку на экспортную акселерацию и видим, что выпускники акселератора гораздо более системно подходят к организации экспорта, не «распыляются», выстраивают конкретные планы и достигают своих экспортных целей.
48 компаний Удмуртии уже стали выпускниками экспортного акселератора Made In Udmurtia. В июне нам удалось запустить 5 поток «Машиностроение и металлообработка», причем все потоки мы максимально кастомизируем и делаем строго отраслевыми.
В 2019 году это были потоки для компаний FMCG, производителей мебели и машиностроительных компаний. В 2020 году мы уже провели финал ИТ экспортного акселератора, сейчас работаем с 5 потоком для машиностроительных компаний, поскольку исторически машиностроение - это основная специализация нашего региона. И осенью планируем запустить поток для компаний АПК.
– Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предприятий Вы можете привести за последний год?
Валерия Михайловна: Мы особенно ценим те проекты, которые с нами вырастали практически с нуля и приходили за поддержкой на старте своей экспортной деятельности.
Яркий пример – компания ТС Профиль https://tsprof.com/ – производитель уникальных заточных устройств для ножей, которые фактически создали новую рыночную нижу профессиональных заточных устройств, особенно популярных в странах Северной Америки.
Еще один пример – компания Биотерра https://vegency.ru/– производитель овощных чипсов- вегенсов, которые вместе с нами запускали производство и сейчас продаются не только в СНГ, но и в КНР, и Европейском Союзе.
Компания Финко (Беспилотные системы) http://unmanned.ru/ развивает экспорт с нами с 2014 года и прошла путь от микропредприятия до компании со средними оборотами, поставляет беспилотники в страны Африки и Азии.
– Какими Вам представляются перспективы регионального экспорта?
Валерия Михайловна: До 2024 года мы ставим себе задачу растить наш несырьевой экспорт (без учета неклассифицированных товаров и автотехники) на 20 % ежегодно.
Достигать таких объемов прироста планируем за счет развития экспорта металлобрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, химических производств, запуска новых производств и модернизации существующих площадок, в том числе в рамках реализации программы КППК, роста экспорта МСП, вовлечения новых предприятий в экспорт.
Также отдельное внимание мы планируем уделить экспорту услуг: в первую очередь, ИТ услуг, которые занимают большую часть экспорта услуг Удмуртии сегодня.
Сейчас мы находимся на этапе формирования нашей экспортной стратегии до 2024 года, выявляем, что на сегодня мешает нашим предприятиям начинать экспортировать или серьезно наращивать экспорт. Таких причин много. Среди них есть объективные: высокие затраты на логистику, таможенные пошлины, необходимость международной сертификации и другие, но есть и субъективные ментальные ограничения, когда бизнес не видит себя на зарубежном рынке, не планирует выходить на международный рынок в силу внутренних ментальных ограничений, нежелания развиваться.
Наша будущая стратегия должна предусматривать решения для большинства таких ограничений. Большое внимание мы уделяем развитию экспортной среды: упрощению вопросов региональной логистики, в том числе за счет региональной господдержки на затраты по доставке продукции, расширению базы экспортных консультантов.
В условиях ограниченности ресурсов и понимая, что у продукции предприятий Удмуртии есть определенные целевые рынки, мы выделили 10 целевых экспортных направлений и стараемся наши меры поддержки и активности (бизнес-миссии, выставки) выстраивать вокруг этих ключевых для нас стран.
Нас очень вдохновляет, когда успешных экспортных кейсов становится все больше.
Все чаще бизнес воспринимает экспорт как органичный пусть развития бизнеса и предпочитает сразу строить компанию международного уровня.