Интервью Руководителя Центра поддержки экспорта Красноярского края Тимошенко Ольги.
– Каковы особенности развития экспорта предприятий сектора МСБ в Вашем регионе за прошедший год?
Ольга Михайловна: За прошедший год, благодаря участию в профильных выставках, хорошую динамику развития экспортного направления показали компании, занимающиеся производством отделочных и строительных материалов. Основной рынок сбыта – Казахстан и Монголия, что обусловлено географическим положением региона. Продолжают наращивать объемы экспорта и туристические компании, осваивая европейские рынки. Уникальная природа севера Красноярского края привлекает туристов из Латвии, Польши, Австрии, Германии. Мы стараемся расширить географию экспорта за счет отраслевой диверсификации, помогаем найти свои рынки сбыта производителям, работающим в узких отраслевых нишах. Например, благодаря участию в выставке Fashion World Tokyo 2019, несколько дизайнерских мастерских начали поставлять в Японию стильные аксессуары из дерева ручной работы. Одним из приоритетных направлений экспорта для нас остается рынок Китая, на который, помимо сельскохозяйственной продукции – зерна и рапсового масла, мы начали выводить продукты с высокой добавленной стоимостью. В прошлом году успешно дебютировали производители варенья, поставив свою продукцию в провинцию Хэйлунцзян.
– Каковы основные запросы региональных экспортеров в ЦПЭ?
Ольга Михайловна: В последнее время экспортёры чаще стали обращаться с вопросами, связанными с размещением товаров на электронных торговых площадках, с созданием сайта на иностранном языке и настройкой на нём платёжной системы, удобной для зарубежных покупателей. И, конечно, всегда актуальными остаются вопросы: на рынке какой страны будет интересна наша продукция, какие необходимо оформить документы для экспорта, как найти иностранного партнёра и проверить его благонадёжность, какие условия предусмотреть в экспортном контракте, как рассчитать стоимость партии товара с учётом условий поставки?
– Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными в вашем регионе?
Ольга Михайловна: Самой популярной и эффективной мерой поддержки всегда была организация участия предприятий в международных выставках. В связи с пандемией в этом году отменено большинство очных мероприятий, однако мы стараемся не останавливаться, переводим эту работу в онлайн-формат. В этом есть и свои плюсы: компании экономят бюджет на перелет и проживание, участие в онлайн-бизнес-миссиях и виртуальных выставках стало доступным даже небольшим компаниям и начинающим экспортерам. С начала пандемии бизнес все больше уходит в Интернет-пространство – как никогда востребована услуга по разработке сайтов на иностранных языках, активно покоряются международные электронные торговые площадки. Многие компании используют период спада коммерческой активности для адаптации и подготовки своего товара для выхода на внешние рынки – регистрируют торговые марки, сертифицируют продукцию. Это довольно долгие и капиталоемкие процессы, поэтому компании обращаются к нам за финансовой и организационной поддержкой.
– Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предприятий Вы можете привести за последний год?
Ольга Михайловна: Безусловно, стоит сказать о высокотехнологичной продукции, экспорту которой уделяется особое внимание.
В 2019 году благодаря участию в международной выставке «Автокомплекс-2019» начали свой экспортный путь в Казахстан разработчики и производители генератора водорода для очистки двигателей. ООО «Водородные технологии» - компания с большим потенциалом, которая, начав свой бизнес буквально в гараже, добралась до зарубежных рынков.
Нельзя не отметить научно-производственную компанию «Скай Технолоджи», которая за несколько лет работы, в том числе и благодаря международному сотрудничеству, расширила ассортимент выпускаемого оборудования от станков для резки стекла до линейки широкоформатных УФ-принтеров, предназначенных для декорирования различных поверхностей.
Международная выставка PrinTech 2019, которую компания посетила при нашей поддержке, принесла предприятию сразу три экспортных контракта и открыла новые страны для сотрудничества – высокотехнологичное оборудование было поставлено в Ирландию, Беларусь и Литву.
– Какими Вам представляются перспективы регионального экспорта?
Ольга Михайловна: Красноярский край обладает хорошим потенциалом для расширения поставок сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки. Системный подход к налаживанию каналов сбыта даст возможность даже небольшим хозяйствам выйти на экспорт со своими объёмами. Центр поддержки экспорта ведёт активную работу в этом направлении.
Руководство края планирует инвестировать средства в развитие инфраструктуры заготовки и переработки дикорастущей продукции. В ближайшее время будет создан, аккумулирующий центр для сбора свежих грибов и ягод с заготовительных баз края для дальнейшей переработки и реализации на внешних рынках.
В рамках масштабной работы по внедрению Регионального экспортного стандарта 2.0 при участии Центра поддержки экспорта планируется создание 2-х точек присутствия региона за рубежом. В Европе это будет – Чехия, в Азии – Китай. Данная мера поможет нашим экспортёрам, особенно новичкам, на первоначальном этапе минимизировать логистические расходы, проработать и организовать каналы сбыта продукции максимально эффективно и безопасно.