Интервью Директора Центра поддержки экспорта Кузбасса Егора Каширских.
– Каковы особенности развития экспорта в Вашем регионе: динамика и особенности развития экспорта за прошедший год.
Егор Владимирович: Специфика экспорта в Кузбассе состоит в том, что его основу на сегодняшний день составляют в основном сырьевые товары. Но наш регион – это, конечно, не только уголь, это множество интересных предприятий, семейных производств, это большой пласт компаний в сфере машиностроения, сельского хозяйства, пищевой перерабатывающей промышленности.
Очевидно, что для устойчивого развития региона необходимо увеличивать экспорт несырьевых неэнергетических товаров малыми и средними предприятиями. Для этого и создан Центр поддержки экспорта Кузбасса. За предыдущий год доля экспорта в этой специфической для нашего региона ниши (несырьевой неэнергетический экспорт) увеличилась не на много – 0, 62 %. А так как эта цифра считается в долларах и сравнивается с долей сырьевого экспорта, а у нас это, как известно, уголь, то даже десятая доля процента в денежном выражении для конкретных малых предприятий – это очень большие деньги.
– Каковы основные запросы региональных экспортёров в ЦПЭ?
Егор Владимирович: Многие предприниматели при первом контакте с ЦПЭ обращаются за консультацией по тому, как организован экспортный процесс в целом, что им нужно сделать, чтобы выйти на международный рынок. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в запросы бизнеса. Сейчас стала особенно актуальна услуга по размещению компаний на международных электронных торговых площадках. Каждая из компаний, которая обращается в ЦПЭ, хочет принять участие в международных выставках и бизнес-миссиях. И мы все ждём такой возможности.
– Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными у экспортёров в вашем регионе?
Егор Владимирович: Поиск покупателя, перевод на иностранный язык материалов, размещение мировых маркетплейсах, образовательная программа Школы экспорта РЭЦ.
– Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предприятий Вы можете привести за последний год?
Егор Владимирович: Одна из самых интересных историй случилась у нас не так давно и с не самым обычным товаром – прикормкой для карпфишинга. Это такие шарики – бойлы, их используют люди, которые занимаются ловлей карпов. Карпфишинг не очень популярен в России, хотя и набирает обороты, но очень известен за рубежом. С этой идеей к нам в Центр пришел Илья Карпусь – индивидуальный предприниматель. Он сам разработал технологию создания прикормки для карпов и держит её в большом секрете. С помощью ЦПЭ Кузбасса он вышел на мировой маркетплейс Ebay и уже отправил свою продукцию во Францию, США, Англию, Болгарию, Израиль и даже в Австралию.
Традиционно Кузбасс славится продукцией из дикорастущих растений, ягод. В нашем регионе есть такая компания, довольно крупная в своём сегменте – «Кедр Экспорт». В 2019 году она показала отличные результаты по экспорту кедровых орехов и продукции из них. Экспортировали продукции на сумму около 700 000 тыс долларов.
– Какими Вам представляются перспективы регионального экспорта?
Егор Владимирович: Помимо угля в Кузбассе развиваются и уже развиты исторические, традиционные отрасли, которые обслуживают горнорудную промышленность – это машиностроение, производство специализированных строительных материалов. И у этих компаний, у этих отраслей очень большой потенциал, и прежде всего – в ближнем зарубежье. Но и, как показала выставка IME 2019 в Индии (выставка оборудования и технологий для горной добычи, обогащения минералов и горно-металлургического комплекса), куда Центр поддержки экспорта возил компании Кузбасса, наша продукция, наши машиностроители очень конкурентноспособны в дальнем зарубежье, в частности, в Индии, например.
Перспективные отрасли в Кузбассе – химическая промышленность, удобрения, в том числе даже из угля, сельскохозяйственная продукция, продукты питания, дикоросы.
Ну и, конечно, есть большой потенциал в экспорте услуг – различные виды туризма и их сочетание. У нас больше всех в Сибири снега. И не просто снега, а уникального, так называемого, «пухляка». Горнолыжный, снегоходный, медицинский, индустриальный, гастрономический туризм и т.д. Это большой потенциал, который нужно развивать и поддерживать.