Интервью руководителя Южного регионального Центра поддержки экспорта (Республика Крым) Серовой Натальи.
Республика Крым, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, в 2019 году сумела значительно подняться в рейтинге РЭЦ по экспортной поддержке регионов. Крым переместился с 52-го на 23-е место. Благодаря работе Центра в Крыму, местные компании заключили более 50 международных контрактов на сумму свыше 15, 5 млн. $.
– Каковы особенности развития экспорта в вашем регионе: динамика и особенности за прошедший год?
Наталья Николаевна: Крымский экспорт после 2014 года оказался в особенно тяжелых условиях. И действие санкций до сих пор остаётся серьёзным фактором, который определяет вектор нашей работы. Крым находится в условиях, которые требуют повышенной осторожности и деликатности. Мы направлены на сотрудничество со странами ЕАЭС, странами Востока. Говорят: "Когда закрываются одни двери, открываются другие". Восточные страны, в отличие от недоступного на данный момент Запада, представляют собой колоссальный рынок сбыта, который нельзя недооценивать. Однако, иногда нашим компаниям удаётся также заключать сделки с европейскими странами. Например, с Германией и Италией.
За время работы Центра под моим руководством с июля 2018 года крымские предприниматели посетили 15 стран: Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Кипр, Китай, ОАЭ, Сербия, Сирия, Турция, Узбекистан. В общей сложности, в бизнес-миссиях в иностранные государства приняла участие 51 компания. Также Центром проведены 2 реверсные бизнес-миссии с гостями из Индии, Ирана и Сирии. Гости из этих стран, а также из Чехии и Иордании, посетили Международную конференцию «THE MOST к Успеху: Экспортный потенциал Крыма», которую наш Центр провел два года подряд. В 2020-м году конференция пройдёт в сентябре и расширится до масштабов форума.
В структуре экспорта нашего региона преобладает сельское хозяйство, пищевая и косметическая продукция, туристические услуги. Также есть строительство, промышленность и образовательные услуги. Крым, на самом деле, очень разносторонний регион.
– Каковы основные запросы региональных экспортеров в ЦПЭ?
Наталья Николаевна: Многие компании приходят к нам неподготовленными. Они ещё совсем новички в экспорте. Конечно же, им в первую очередь интересны консультации по спросу на их продукцию или услугу в разных странах, по логистическим вопросам и таможенному регулированию, по валютным платежам в условиях крымского банкинга. Эти компании активно участвуют в образовательных семинарах, проводимых Центром по программе Школы экспорта РЭЦ, а также в мастер-классах и тренингах по экспортной тематике. Более опытные компании интересуются бизнес-миссиями, международными выставками, услугой поиска партнёра. Всегда приятно работать с компаниями, которые обращаются в Центр с конкретно намеченными планами и чётким пониманием собственных ресурсов. В таком случае поддержка будет наиболее эффективной.
– Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными у экспортеров в вашем регионе?
Наталья Николаевна: Основные услуги Центра, которые приводят к заключению контрактов – это услуга поиска партнёров, услуга составления и экспертизы экспортного контракта, услуги участия в международных выставках и бизнес-миссиях, участие в Международной конференции «THE MOST к Успеху: Экспортный потенциал Крыма», а также личные консультации руководителя.
–Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно-ориентированных предприятий вы можете привести за последний год?
Наталья Николаевна: Историй успеха много. Например, в прошлом году крымский производитель косметики подписал договор с крупнейшим дистрибьютором из Сирии о поставке продукции. Симферопольский завод, специализирующийся на выпуске пневматического оборудования, заключил экспортные контракты с предприятиями из Белоруссии и Средней Азии. Натуральное крымское мороженое успешно отправилось в Китай и очень понравилось китайским потребителям.
Совсем недавно у нас появилось новое достижение в области образовательных услуг. Подписано соглашение между университетом в Южной Корее и нашим местным учебным заведением – Финансово-экономическим колледжем. Ранее мы уже помогли колледжу заключить соглашение с Индией. Теперь готовится подписание с Абхазией.
– Какими вам представляются перспективы регионального экспорта?
Наталья Николаевна: Перспективы есть. За первое полугодие 2020 года при поддержке Центра было заключено 4 экспортных контракта на сумму 5,8 млн долл. США. Иностранные контрагенты: Казахстан, Таджикистан, Беларусь, ОАЭ.
Что касается мировой экономики, то она пойдет на спад. Об этом не раз говорили эксперты. Наша задача - поддерживать крымский бизнес. Именно поэтому мы уже начали готовиться к тому, чтобы помочь нашим предпринимателям выстоять и восстановить экономику. Создание и поддержание бизнеса никогда не было легкой задачей. Однако сейчас у предпринимателей есть много инструментов поддержки. Экспорт – это возможность, перспектива. Те, кто понимает это, обеспечивают своему бизнесу будущее.