Интервью руководителя Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания Белы Осипцовой.
– Каковы особенности развития экспорта в Вашем регионе: динамика и особенности развития экспорта за прошедший год?
Бэла Александровна: По данным таможенной статистики, в 2018 году доля экспорта в товарообороте РСО-Алания составила 66,3% стоимостных объемов или 95,2 млн долл.
Если говорить о структуре экспорта, то лидирующие места занимали продовольственные товары и сырьё (42,4%), металлы и изделия из них (36 %), минеральные продукты (7,6%). Основными странами контрагентами выступали Армения, Южная Осетия, Исламская Республика Иран, Грузия, Турция, Украина.
В 2019 году доля экспорта в товарообороте заняла 69,6%, а экспортные операции участников ВЭД составили 91,4 млн долларов. Основные направления экспорта остались неизменными и составили 52,7 % по категории продовольственные товары и сырьё, 14,8% по категории металлы и изделия из них, 13,8% - заняли в общей структуре экспорта минеральные продукты. Стоит отметить, что львиная доля указанного экспорта – это транзитные грузы со всей России, пересекающие таможенный пункт пропуска «Верхний Ларс» и направляющиеся в страны Закавказья.
Если говорить о вкладе Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства РСО-Алания в «общий котел», то стоит отметить, что финансирование, полученное в 2019 году и составившее 28,6 млн рублей (для сравнения: в 2018 году – около 3 млн рублей), оказало значительное влияние на развитие деятельности Центра и возможностей помощи экспортно ориентированным субъектам МСП республики, позволило составить обширную программу мероприятий и различных видов оказываемой государственной поддержки. В 2019 году наша доля поддержки экспорта составила чуть более 1 млн долларов США, в основном это сельскохозяйственная продукция и строительные материалы.
– Каковы основные запросы региональных экспортеров в ЦПЭ?
Бэла Александровна: Основные запросы наших экспортеров напоминают всем известную фразу Гая Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил». То есть все хотят быстрых результатов, если обращаются к нам в Центр. Естественно, мы объясняем, что экспорт - это не дело одного дня, выход на экспорт может занимать не месяц, а порою и не год, если предприятие не готово. Отправляем их сначала на образовательные семинары, чтобы у будущих экспортеров появилось видение общей картины цикла экспортного проекта, подбираем тематические выставки, в которых они могли бы поучаствовать, обязательно оказываем сопутствующие базовые услуги типа подготовки коммерческих предложений под целевые страны, презентационных материалов с продукцией компании на иностранном языке, создания сайта предприятия. Мы буквально в ручном режиме работаем с каждым нашим клиентом, у них есть мой личный номер, по которому они могут обратиться в нерабочее время, если возникли какие-то вопросы.
– Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными у экспортеров в вашем регионе?
Бэла Александровна: Есть продукты Центра, которые являются наиболее востребованными. Региональные экспортеры и экспортно ориентированные организации с охотой принимали участие в различных международных выставках. Так в 2019 году и 1-ом квартале 2020 года 33 осетинских предприятия были представлены на 14 международных выставках, 5 из которых - с индивидуальными стендами. Также ряд предприятий принял участие в бизнес-миссиях в Беларусь, Иран, Азербайджан, Грецию и Турцию. К сожалению, много мероприятий, запланированных на этот год, уже отменилось из-за распространения коронавирусной инфекции, поэтому мы сосредоточились пока на оказании других услуг.
Также, как уже сказала ранее, пользуются популярностью так называемые «базовые» услуги по подготовке коммерческого предложения под целевые рынки, создание презентационных материалов и сайтов на иностранном языке, а также по подготовке и экспертизе экспортного контракта и поиску потенциальных партнеров. К примеру, в текущем года мы осуществили поиск партнеров для 11 предприятий в Азербайджане и для 3 в Германии с отправкой образцов продукции в эти страны.
– Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предприятий Вы можете привести за последний год?
Бэла Александровна: Наиболее яркими историями успеха внешнеэкономической деятельности региональных предприятий можно отметить ООО «НПП «Токар», которое благодаря участию в мероприятиях, организованных Центром, в 2019 году экспортировало свою продукцию в Грецию, Новую Зеландию, Казахстан. Также благодаря услугам Центра ООО «Агрофирма ФАТ» удалось выйти на рынки Узбекистана, Саудовской Аравии.
Тут же хочется отметить небольшой в стоимостном выражении, но большой успех для нас компании «Лето», производящей натуральную косметику, которую мы вывели на электронную площадку Ebay совсем недавно, и которая осуществила уже пару отправок своей продукции в США.
– Какими Вам представляются перспективы регионального экспорта?
Бэла Александровна: С учетом сегодняшних реалий, в первую очередь неблагоприятной и нестабильной эпидемиологической обстановкой во всем мире, растет популярность онлайн торговли, в том числе, и экспортной. В этой связи более распространенной становится услуга оказания содействия в размещении экспортно ориентированных предприятий на международных электронных торговых площадках, таких как All.biz, Alibaba.com, Etsy. EBay и другие. В 2019 году на них уже были выведены 3 региональные компании. В настоящее время работа в данном направлении активно продолжается: мы активно информируем предприятия о такой возможности, отправляем на консультацию и скоринг АО «Российский экспортный центр» для оптимального выбора торговой площадки и последующего выведения на нее, проводим и экспортные семинары по данной тематике с привлечением представителей сервисных компаний. Также в планах развивать экспорт услуг наших экспортеров.